Детский сад
Умнички
Школа
"Умнички"
Ясли
"Умнички"
Профессиональная забота
о детях

Освоение речи

Освоение речиДетский лепет.

Процесс развития речи отражает ее структуру и протекает от простого к сложному. Младенец еще не обладает языком, однако уже к четырехмесячному возрасту он начинает с интересом смотреть на лицо, которое произносит звуки.

Так ребенок впервые узнает, что звук «а» получается с широко открытым ртом, а звук «и» с оттянутыми уголками губ. Примерно в этом возрасте у детей наступает стадия лепетания.

Лепетание не является имитацией речи взрослых. В лепет входят настолько различные звуки, что некоторые из них даже не встречаются в домашней обстановке. По первому лепетанию нельзя определить, является ли ребенок, скажем, русского, французского или корейского происхождения. Известно, что глухие дети также лепечут, повторяя мимику произносивших звуки. Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее: прежде чем воспитание сформирует нашу речь, природа дает нам возможность произносить широкий спектр различных фонем.

С течением времени лепетание начинает напоминать характерные звуки и интонации, используемые в семейном обиходе. К 10 месяцам лепет малыша изменяется настолько, что натренированное ухо может распознать язык, каким пользуются в семье. Звуки, не принадлежащие родному языку ребенка, начинают исчезать. Так дети постепенно теряют способность различать звуки, которые они никогда не слышали. Научные исследования показывают, что 6-месячные младенцы еще могут воспринимать тонкие фонемные различия языков, но к 12 месяцам эта способность теряется.

Однословная и двусловная стадии развития детской речи.

Приблизительно к первому году жизни большинство детей достигает однословной стадии развития речи. Малыш узнает, что разные звуки несут в себе определенные значения. Теперь ребенок начинает использовать звуки для передачи этих значений. Первые слова обычно содержат один слог (например, «ма» или «па») и бывают с трудом распознаваемы. Однако члены семьи достаточно быстро учатся понимать язык ребенка, который все больше становится похож на язык конкретной семьи. Первые слова ребенка относятся преимущественно к вещам, которые двигаются, с которыми можно играть (маловероятно услышать от ребенка такие слова как «стол» и «кроватка» – они стоят на одном месте, гораздо чаще – «кот», «мяч»).

На однословной стадии слово ребенка может означать и целое предложение. «Киса!» может означать: «Посмотрите на этого кота!» или «Хочу погладить кота!» и т.д.

В течение второго года жизни ребенок использует все больше отдельных слов. До достижения ребенком двухлетнего возраста наступает двусловная стадия. Язык этой стадии характеризуется телеграфической речью. Как и телеграммы, эта ранняя форма речи содержит преимущественно существительные и глаголы. Как и телеграммы, она следует правилам синтаксиса – слова находятся в разумном порядке. На выходе из двусловной стадии дети быстро начинают выговаривать более длинные фразы. В этот период предложения могут по-прежнему звучать как телеграфические послания, по-прежнему продолжают соответствовать правилам синтаксиса, но становятся уже несколько более развернутыми («Мама, возьми мяч!»). К моменту поступления в начальную школу ребенок понимает сложные предложения и начинает получать удовольствие от юмора, скрытого за двойным смыслом слов.

Психический облик нормально развивающегося ребенка.

Отклонения в развитии ребенка, ошибки воспитания можно видеть уже в его первые годы; в возрасте же 7-14 лет, особенно к концу этого периода, проявляются аномалии, которые связаны с болезненной нервно-психической наследственностью.

Вот некоторые основные признаки, наличие которых указывает на здоровое развитие детей:

  • Веселость и жизнерадостность ребенка;
  • Спокойный и достаточный сон и аппетит;
  • Нечастые и непродолжительные слезы;
  • Увлечение ребенка игрой;
  • Заметные умственные успехи (новые слова в речи);
  • Живая подвижность ребенка;
  • Самостоятельность ребенка в играх и действиях;